Самарский областной художественный музей, филиал Третьяковки в Самаре и галерея «Виктория» представляют выставочный проект «Новые «реализмы».
Масштабный проект открывает для широкого зрителя имена художников, чьё творчество пришлось на переходный период между русским авангардом и соцреализмом. «Новые «реализмы» включает в себя две выставки, «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» и «Художники у станка. Искусство после революции». Основываясь на коллекциях Самарского областного художественного музея и Государственной Третьяковской галереи, обе выставки демонстрируют единство художественных процессов в центре и на периферии, в Москве и Самаре.
«Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре»,
Самарский областной художественный музей, 26.02 — 21.05.2021
Выставка «Передовой отряд» — это совместное исследование сотрудников Самарского областного художественного музея филиала Третьяковской галереи в Самаре, посвященное истокам нового художественного языка, пришедшего в город после Октябрьской революции.
Цель выставки — познакомить зрителя с деятельностью и творчеством ярких российских художников, разрабатывавших визуальный язык для нового мира, каким он виделся в 1920-х, а также показать коллекцию русского авангарда в том виде, в котором она была собрана в Самаре с 1919 по 1929 год. Авангард как синоним эксперимента в искусстве является для кураторов выставки главным ресурсом, позволяющим осмыслять наследие прошлого, понимать современность и намечать перспективы будущего. Самарскими архитекторами Александром и Ольгой Филимоновыми разработан уникальный экспозиционный проект, преобразующий главное пространство Самарского областного художественного музея — Мраморный зал. Всего на выставке будет представлено 55 произведений из коллекции Самарского областного художественного музея, а также экспонаты из собрания Государственной Третьяковской галереи.
«Художники у станка. Искусство после революции»,
Галерея «Виктория», 27.02 — 18.04.2021
Выставка посвящена исканиям советских художников первого десятилетия советской власти, когда перед искусством стояла проблема самоопределения, идентификации себя как пролетарского. Основу экспозиции составляет живопись художников круга «Общества станковистов» (ОСТ) и предшествующих ему групп проекционистов, конкретивистов и других (А.Дейнека, К.Редько, Н.Лучишкин, А.Лабас, А.Тышлер, С.Никритин и др.). Круг ОСТа выбран как наиболее плодотворное и значимое объединение художников, в чьих работах совмещались современные живописные тенденции, такие как, например, осмысление фото- и киноприемов, обращение к актуальной общественной и научной повестке и высокий уровень теоретизирования. Работа этих художников является ярким примером творческой лаборатории, что не раз отмечалось их современниками.